09.06.2021
Проблемы, которые возникают в дальневосточных регионах при строительстве и реконструкции инфраструктурных и других важных объектов из-за несовершенства федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обсудили участники Общего собрания Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье".
С инициативой рассмотрения вопроса выступил депутатский корпус Камчатки.
"Сегодня развитию Дальнего Востока уделяется особое внимание, в том числе значительные средства федерального бюджета направляются на реализацию крупных инвестиционных проектов и создание зон территориального развития с особым правовым и льготным налоговым режимом. При этом в ходе реализации этих мероприятий органы исполнительной власти, муниципалитеты и бюджетные организации сталкиваются со значительными сложностями, в том числе на законодательном уровне", - отметил первый заместитель председателя Законодательного Собрания Камчатского края Андрей Копылов.
В своем докладе он обратил внимание коллег на то, что федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлены общие требования к осуществлению закупок, которые не учитывают территориального расположения субъекта Российской Федерации, его специфики и уровня цен. В результате победителями конкурентных процедур по выполнению проектных и строительно-монтажных работ зачастую становятся организации из центральных и сибирских регионов России. В большинстве случаев они не имеют опыта работы на Крайнем Севере и не знают социально-экономических, геологических, сейсмических, климатических и географических особенностей Дальнего Востока, что негативно сказывается на сроках и качестве выполнения заказанных работ. В то же время местные подрядчики не могут составить конкуренцию организациям из других регионов России по цене контрактов.
Как говориться в пояснительной записке, с 2018 по 2020 год в Камчатском крае половину закупок на выполнение работ по разработке проектной документации выиграли организации, представляющие Сибирский и Центральный федеральные округа. При этом ни одна из этих компаний не исполнила свои обязательства по контракту в срок. Схожая ситуация наблюдалась и в сфере закупок строительно-монтажных работ. По вине подрядчика из Новосибирска в 2018-2020 годах в Камчатском крае было сорвано строительство двух детских садов. Основные причины такого положения дел - неверная оценка подрядчиком специфики региона и сложностей логистики, а также отсутствие технологических мощностей в крае.
В связи с чем камчатские парламентарии предлагают установить дополнительные требования к участникам госзакупок по подготовке проектной документации и проведению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства. По мнению депутатов Камчатского края, к ним необходимо отнести наличие у подрядчика успешного опыта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, а также соответствующих производственных ресурсов. Для чего необходимо внести изменения в постановление правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Еще один вариант решения актуальной для всех регионов проблемы в ходе обсуждения вопроса предложила председатель Законодательной Думы Хабаровского края Ирина Зикунова. Она напомнила, что одной из мер развития малого и среднего бизнеса, закрепленных в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года, является право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать преимущество в отношении цены государственного и муниципального контракта для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. "Поэтому считаю, что более эффективно и целесообразно решить вопрос с установлением дополнительных требований к подрядчикам аналогичным образом, закрепив за органами госвласти регионов соответствующее право", - сказала спикер хабаровского парламента.
Участники Общего собрания Парламентской Ассоциации поддержали необходимость совершенствования правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По итогам обсуждения вопроса решено обобщить информацию о проблемах, возникающих в дальневосточных регионах при исполнении контрактов, для подготовки обращения к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину.