28.06.2019
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
Общее собрание
РЕШЕНИЕ
28.06.2019 г. Магадан № 7
О необходимости изменения отдельных параметров, применяемых при исчислении размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов
Рассмотрев и обсудив информацию о необходимости изменения отдельных параметров, применяемых при исчислении размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»
РЕШИЛО:
1. Принять указанную информацию к сведению.
2. Принять обращение в Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос об изменении отдельных параметров, применяемых при исчислении размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (прилагается).
3. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации.
Председатель Парламентской Ассоциации С.Л. Луговской
В Правительство Российской Федерации
Магаданская область, основу экономики которой составляет добыча полезных ископаемых (золота, серебра и иных стратегически важных для страны ресурсов), является одним из немногих дальневосточных субъектов Российской Федерации, где полностью отсутствует железнодорожный и внутренний водный транспорт.
По этой причине единственным (безальтернативным) видом грузоперевозок, благодаря которому обеспечивается работа горнодобывающих предприятий и жизнедеятельность отдаленных населенных пунктов, является доставка грузов автомобильным транспортом.
Грузовыми автопоездами, функционирующими на территории Магаданской области, перевозится жизненно необходимый в суровых северных условиях груз: дизельное топливо, бензин, уголь, без регулярной доставки которых на прииски, рудники и в отдаленные колымские поселки основная отрасль экономики региона - золотодобыча, а также жизнеобеспечение отдаленно проживающих колымчан будут парализованы.
Ежегодно в Магаданской области при помощи грузового автомобильного транспорта в различные пункты назначения доставляется около 4 млн. тонн грузов, большую часть которых составляют перевозимые седельными и прицепными автопоездами нефтепродукты, уголь и стройматериалы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда), в соответствии с которыми при исчислении размера данного вреда учитывается среди прочего величина превышения значений таких параметров, как допустимая масса транспортного средства и допустимые нагрузки на ось транспортного средства (далее также - допустимые осевые нагрузки). Превышение указанных параметров влечет за собой увеличение размера взимаемой с автоперевозчика платы в счет возмещения вреда автомобильной дороге.
Допустимые значения массы транспортных средств, а также допустимые значения осевых нагрузок определены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов). В частности, допустимая масса транспортного средства для пятиосных седельных и прицепных автопоездов согласно Правилам перевозок грузов не должна превышать 40 тонн, а для шестиосных автопоездов и для автопоездов с количеством осей более шести - 44 тонн.
Вместе с тем в особых климатических, географических, экономических и логистических условиях Магаданской области масса подавляющего большинства автопоездов, осуществляющих перевозку твердого и жидкого топлива, в силу ряда объективных причин превышает предельные значения, установленные Правилами перевозок грузов.
Самым распространенным в применении на территории Магаданской области является грузовой автопоезд следующей комплектации:
колесная схема тягача 6х6 или 6х4;
кабина тягача оборудована спальным местом;
полуприцеп с цистерной емкостью 40 кубических метров;
масса груза 32 тонны;
общая масса грузового автопоезда - 55 - 57 тонн.
Несмотря на то, что описанная комплектация существенно утяжеляет грузовой автотранспорт, следует подчеркнуть, что с учетом индивидуальных региональных особенностей Магаданской области (значительная протяженность маршрутов, суровые погодные условия, сложность Колымской трассы, отсутствие придорожной инфраструктуры и дорожного сервиса) такое «утяжеление» является необходимым и объективно оправданным.
Комплектация грузового автопоезда определяется также исходя из объема потребления топлива горнодобывающими предприятиями Магаданской области, успешная и эффективная деятельность которых предполагает его доставку большими партиями в ограниченный временной период, что невозможно сделать при перевозке топлива 20-кубометровыми цистернами при общей массе загруженного автопоезда менее 44 тонн.
Под воздействием вышеобозначенных факторов в Магаданской области сформировался парк грузового автомобильного транспорта, ориентированного на перевозку грузов при общей массе автопоезда, превышающей 44 тонны (при этом доля автопоездов, которые вместе с грузом весят менее 44 тонн, составляет в общем объеме грузового автопарка предприятий области всего 10 - 15 %).
В случае установки на федеральных и областных автодорогах стационарных пунктов весового контроля грузоперевозчики Магаданской области, оказывая услуги по доставке социально и стратегически значимых тяжеловесных грузов (топлива), будут вынуждены оплачивать вред автомобильным дорогам в размере, превышающем рыночную стоимость самой услуги (например, при перевозке 32 тонн груза при общей массе грузового автопоезда 55,4 тонны по маршруту Магадан - Омсукчан - Дукат протяженностью 591 км стоимость услуги составляет 300 тыс. рублей, а сумма платы за вред автомобильным дорогам - 554,4 тыс. рублей).
При таких обстоятельствах расходы, связанные с оказанием услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, выйдут за пределы рентабельности, а стоимость самих автотранспортных услуг значительно возрастет.
Высокие издержки автотранспортных предприятий Магаданской области при транспортировке грузов на большие расстояния в сложных дорожно-климатических условиях (включая существенные расходы на оплату вреда автомобильным дорогам), односторонний характер загрузки автопоездов с порожним пробегом от пункта выгрузки до пункта отправления являются факторами, негативно влияющими на экономическое положение субъектов, функционирующих в других отраслях экономики (в частности, горнодобывающих предприятий), а также на себестоимость производимой продукции промышленного и потребительского назначения, что, в свою очередь, негативно отражается на благосостоянии жителей Магаданской области.
В связи с вышеизложенным просим рассмотреть вопрос об изменении отдельных параметров, применяемых при исчислении размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, путем внесения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, следующих изменений:
1) приложение № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом дополнить разделом, устанавливающим на территории Магаданской области для седельных и прицепных автопоездов, осуществляющих перевозки социально значимых грузов (твердого и жидкого топлива), следующие значения допустимой массы транспортного средства: для пятиосных автопоездов - 53 тонны, для шестиосных автопоездов и для автопоездов с количеством осей более шести - 57 тонн;
2) приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом дополнить разделом, предусматривающим на территории Магаданской области увеличение в 1,3 раза (на 30%) значения каждой из допустимых нагрузок на оси транспортных средств, осуществляющих перевозки социально значимых грузов (твердого и жидкого топлива), вне зависимости от расположения осей и расстояния между ними.
Предлагаемые изменения будут способствовать сохранению рентабельности грузоперевозок на территории Магаданской области, позволят поддерживать жизнеобеспечение отдаленных населенных пунктов и не допустят увеличения финансовых затрат горнодобывающих предприятий.
Члены Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»