Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

Об обращении президентов нотариальных палат отдельных территорий Дальневосточного федерального округа

08.07.2006

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
«ДАЛЬНИЙ  ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»

Региональное Совещание
 

РЕШЕНИЕ

08.07.2006

г. Благовещенск

№      3

Об обращении президентов
нотариальных палат отдельных
территорий Дальневосточного
федерального округа
 
 

     Рассмотрев предложения президентов нотариальных палат Амурской, Камчатской областей, Хабаровского края и Еврейской автономной области об организации нотариата и нотариальной деятельности, Региональное Совещание

РЕШИЛО:

     1. Одобрить вышеуказанные предложения.

     2. Направить Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову обращение о необходимости совершенствования федерального законодательства по вопросам нотариального обслуживания граждан Российской Федерации (прилагается).

     3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» Оноприенко Ю.И.
 
 

Председатель Ассоциации                         Ю.И.Оноприенко
 
 
 

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
«ДАЛЬНИЙ  ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 

Региональное Совещание
 

ОБРАЩЕНИЕ
 

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Б.В.Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!
 

     Нотариальная деятельность от имени Российской Федерации осуществляется во исполнение конституционных гарантий государства по обеспечению граждан квалифицированной юридической помощью, установленных статьей 48 Конституции Российской Федерации.

     К сожалению, следует отметить противоречивость ряда федеральных законодательных актов, регламентирующих нотариальное обслуживание населения и обеспечивающих защиту прав граждан. При этом разночтения законов усугубляются отсутствием правового регулирования многих насущных вопросов организации нотариата и нотариальной деятельности.

     Так, например, в соответствии с подпунктом 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе. Указанное полномочие должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Однако осталось неурегулированным разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по определению в нотариальном округе количества должностей частнопрактикующих нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность на принципах самофинансирования, и общего количества всех нотариусов (частнопрактикующих и работающих в государственных нотариальных конторах) в границах территории субъекта Российской Федерации.

     В отношении территории нотариальных округов также остаются неясности, так как законодатель, наделив субъект Российской Федерации правом по определению пределов нотариальных округов, не определил орган, который правомочен решать вопрос об изменении территории нотариальных округов.

     В принимаемых в последнее время законодательных актах прослеживается общая направленность на восприятие законодателем нотариуса в качестве индивидуального предпринимателя. Начало такого восприятия было положено Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 11 которого нотариус приравнен к индивидуальным предпринимателям. В Законе Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (статья 9.1) и Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (статья 11) установлено, что регистрация нотариусов в качестве соответствующих страхователей должна происходить не позднее 30 дней со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности. Указанные нормы не учитывают специфику допуска к профессии нотариуса, согласно которой гражданин, даже получив такую лицензию, не может сразу приступить к нотариальной деятельности, поскольку он еще не является нотариусом (статьи 2, 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Данные положения приводят к нарушению прав граждан и однозначно направлены на возникновение судебных споров. При этом в соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской.

     Направленность на заведомо судебное разрешение споров имеет и законодательное урегулирование в настоящее время оценки имущества при открытии наследства. Предусмотрев исчисление размера государственной пошлины (нотариального тарифа) на основании представляемого нотариусу документа о любой наименьшей стоимости наследственного имущества (подпункт 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 201-ФЗ), законодатель не учел, что такая стоимость не отвечает интересам наследников, имеющих право на обязательную долю или на получение компенсации вместо наследственного имущества (статьи 1149, 1170 Гражданского кодекса Российской Федерации). Возникающие при этом споры между наследниками разрешаются, как правило, в судебном порядке, а иногда повторным обращением наследников к оценщику за получением нового документа о рыночной стоимости наследственного имущества. Однако разъяснение нотариуса о необходимости представления в указанных случаях документа о рыночной стоимости наследственного имущества либо обращения в суд за разрешением спора расценивается наследниками как нарушение нотариусом требований Налогового кодекса Российской Федерации и снижает доверие граждан к институту нотариата.

     Имеющееся несоответствие между статьями 921 и 1172 Гражданского кодекса Российской Федерации приводит к нарушению наследственных прав граждан, так как в одной из этих статей говорится об обязанности нотариуса передавать при открытии наследства валютные ценности, драгоценные металлы и камни, изделия из них и не требующие управления ценные бумаги на хранение в банк, в то время как в другой статье предусматривается право, а не обязанность банка принять указанное наследственное имущество на хранение. Из-за нежелания банков принимать на хранение данное имущество возникают проблемы с хранением этого имущества с момента открытия наследства до выдачи свидетельства о праве на наследство.

     В Федеральном законе от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 7) указан перечень исполнительных документов, имеющий открытый характер, поскольку законодатель предусмотрел, что к исполнительным документам могут относиться помимо перечисленных документов и постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако нотариус в силу закона (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) при осуществлении нотариальной деятельности не является ни предпринимателем, ни юридическим лицом и поэтому не может быть отнесен к органам. В связи с чем исполнительным документом, исходящим от нотариуса, признается только прямо названное в перечне нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, несмотря на то, что исполнительная надпись нотариуса и нотариально удостоверенное соглашение залогодержателя с залогодателем другими законодательными актами (статья 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, статья 349 Гражданского кодекса Российской Федерации) также отнесены к исполнительным документам.

     В Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 327), в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 87), в федеральных законах от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (статьи 50.37, 50.40) и от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (статьи 113, 142) предусматривается внесение денежных сумм в депозит нотариуса. Но из-за отсутствия порядка открытия банковского депозитного счета нотариуса, регламентирующего особенности такого счета (перечисляемые денежные средства не являются собственностью нотариуса и поэтому он не должен нести расходов, связанных с обслуживанием этого счета, но и не может получать вознаграждение за помещение этих сумм в банк), банки не открывают таких счетов. В связи с чем нотариусы вынуждены открывать личные банковские счета, на которые зачисляются денежные средства должников. Такая ситуация чревата возможностью нарушения прав кредиторов.

     При введении федеральными законами новых нотариальных действий законодатель не предусматривает порядка их совершения, что создает абсолютно разную правоприменительную практику либо приводит к отказу от совершения таких действий. Например, Федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (статья 34) введено нотариальное удостоверение протокола регистрации членов группы избирателей. Но при этом не регламентированы действия нотариуса при совершении данного действия, в частности, не ясно: должен ли нотариус регистрировать или присутствовать при регистрации членов группы, или нотариусу предоставят для удостоверения протокол регистрации членов группы избирателей после проведения собрания. Не урегулирован порядок совершения и такого нотариального действия, как удостоверение факта достоверности протоколов органов управления организаций (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 02.11.2004 №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). В настоящее время абсолютно не определен порядок совершения протеста векселя, а также требует модернизации порядок совершения почти всех предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальных действий.

     Остается не урегулированным вопрос о собственнике нотариального архива, о порядке хранения, пользования, передачи этого архива и распоряжения им. Ни в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, ни в Федеральном законе от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», ни в каком-либо другом федеральном законе не содержится нормативной регламентации указанных вопросов.

     В целом, следует отметить, что отдельные положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, чрезвычайно устарели, не отвечают реалиям времени и запросам населения.

     Наличие подобных примеров является свидетельством необходимости совершенствования российского законодательства о нотариате.

     В настоящее время существует многообразие мнений и взглядов по поводу дальнейшего развития нотариата в Российской Федерации, которые важно проанализировать, выработать общие подходы и направления развития нотариата, ориентированные на совершенствование Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, и отразить в новом правовом акте.

     Однако в адрес Парламентской Ассоциации поступают обращения представителей нотариального сообщества Дальневосточного региона России по вопросу разработки в Правительстве Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», предусматривающего снятие ограничений численности нотариусов в нотариальном округе и введение заявительного порядка назначения на должность нотариуса.

     Реализация таких предложений может привести к следующему:

     - произойдет сосредоточение нотариусов в крупных городах и их отсутствие в небольших населенных пунктах;

     - будет нарушена конституционная гарантия в получении гражданами квалифицированной юридической помощи, равенство в получении такой помощи городским и сельским населением. Увеличатся расходы бюджетов на содержание   государственных нотариальных контор при отсутствии возможности их возмещения за счет оплаты нотариальных действий;

     - нарушится успешно функционирующая система подготовки кадров и повышения квалификации нотариата, прохождения стажировки;

     - станет невозможным осуществление эффективного контроля за деятельностью частнопрактикующих нотариусов, произойдет разрушение саморегулируемого нотариального сообщества;

     - систематически будут нарушаться установленные законом размеры нотариального тарифа.

     В связи с вышеизложенным просим Вас, уважаемый Борис Вячеславович, содействовать совершенствованию федерального законодательства о нотариате, способствующему улучшению качества нотариального обслуживания граждан Российской Федерации.

Принято на Региональном Совещании  Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» 8 июля 2006 года в г. Благовещенске