Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О совершенствовании законодательства в части предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан пенсионного возраста

30.01.2020

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»


Общее собрание



РЕШЕНИЕ

30.01.2020 г. Владивосток № 11



О совершенствовании законодательства в части предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан пенсионного возраста



Заслушав и обсудив информацию председателя Магаданской областной Думы Абрамова С.В. о необходимости совершенствования законодательства в части предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан пенсионного возраста, Общее собрание Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье"



РЕШИЛО:


1.Принять информацию о необходимости совершенствования законодательства в части предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям граждан пенсионного возраста к сведению.



2.Принять соответствующее обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину В.В. (прилагается).



3.Рекомендовать членам Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" поддержать проект федерального закона № 840879-7 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".



4.Направить настоящее решение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину В.В.



Председатель Парламентской Ассоциации А.И. Ролик



Приложение
к решению Парламентской
Ассоциации "Дальний Восток и
Забайкалье"
от 30.01.2020 № 11


Обращение
Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье"
к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Володину В.В. по вопросу совершенствования законодательства
в части предоставления дополнительных социальных гарантий отдельным
категориям граждан пенсионного возраста


Уважаемый Вячеслав Викторович!


Лица, осуществляющие опеку и попечительство, выполняют важнейшую социально значимую и общественно полезную функцию по защите прав и интересов несовершеннолетних, их содержанию, воспитанию и образованию, а также по защите прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности по опеке (попечительству) исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, за исключением случаев, предусмотренных законом. Одним из таких исключительных случаев является возможность заключения договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (то есть за вознаграждение), исходя из интересов подопечного (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Таким образом, федеральным законодателем допускается возмездное осуществление опеки или попечительства, правовая природа которого заключается прежде всего в соблюдении интересов подопечного и защите его прав, а не в извлечении прибыли (дохода) опекуном или попечителем.

Между тем согласно федеральному законодательству (абзац второй пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", часть 1 статьи 26(1) Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий"), а также сложившейся в последнее время судебной практике (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 72-КГ15-3) вознаграждение за осуществление опеки или попечительства рассматривается как доход, вследствие чего в тех случаях, когда такую деятельность по соответствующему договору осуществляют пенсионеры, они приравниваются к категории работающих лиц и теряют право на индексацию пенсии. Данная проблема носит общероссийский характер и актуальна для всех опекунов (попечителей), достигших пенсионного возраста.

Кроме того, пенсионер, проживающий в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в случае возмездного осуществления им опеки или попечительства также теряет право и на компенсацию расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года, предусмотренное статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", что вытекает из смысла Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176, согласно пункту 1 которых указанная компенсация предоставляется только неработающим пенсионерам. Проезд им не оплачивает ни Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку такие лица отнесены к работающим, ни работодатель, который у них в принципе отсутствует.

При таких обстоятельствах, складывается парадоксальная ситуация, когда одна из самых незащищенных и уязвимых в силу возраста, состояния здоровья, материального положения категорий граждан - пенсионеры, принимая на себя дополнительные обязанности по осуществлению опеки или попечительства, ответственность за содержание, воспитание, защиту прав и интересов, как правило, своих внуков, детей своих родных, близких, оставшихся без попечения родителей, либо недееспособных или не полностью дееспособных родственников, не перекладывая заботу о них на государство, утрачивают при этом свои законные права на индексацию пенсии, а при условии проживания в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях - еще и на компенсацию расходов, связанных с оплатой проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года.

В целях устранения создавшейся социальной несправедливости в июле 2019 года группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был подготовлен и внесен в порядке законодательной инициативы проект федерального закона № 756187-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - проект федерального закона № 756187-7), предусматривающий исключение пенсионеров, возмездно осуществляющих опеку или попечительство, из числа работающих пенсионеров, которым в соответствии с федеральным законодательством размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не индексируется.

В августе 2019 года другая группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подготовила и внесла в порядке законодательной инициативы проект федерального закона № 793022-7 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения категории пенсионеров, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно)" (далее - проект федерального закона № 793022-7), предусматривающий компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года пенсионерам, в том числе осуществляющим опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье.

Учитывая особую значимость той общественно полезной функции, которую выполняют опекуны и попечители пенсионного возраста, и всецело поддерживая концепции указанных законопроектов, просим депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проголосовать за их принятие с учетом следующих корректировок:

проекта федерального закона № 756187-7 - в той части, в которой он допускает возможность индексации пенсии пенсионерам, осуществляющим как возмездную опеку или попечительство, так и иную оплачиваемую работу (деятельность), а также не предусматривает внесения идентичных по своему правовому смыслу изменений в статью 26(1) Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях";

проекта федерального закона № 793022-7 - в той части, в которой он допускает компенсацию расходов, связанных с оплатой проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года, пенсионерам, осуществляющим как возмездную опеку или попечительство, так и иную оплачиваемую работу (деятельность), а также не предусматривает права на такую компенсацию для пенсионеров, осуществляющих возмездную опеку или попечительство над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.