Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О мерах по развитию авиасообщения в Дальневосточном федеральном округе

12.03.2019

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 

Общее собрание
 
 

РЕШЕНИЕ

12.03.2019                        г. Южно-Сахалинск                                   № 11
 
 

О мерах по развитию авиасообщения в Дальневосточном федеральном округе
 

     Заслушав и обсудив информацию о мерах по развитию авиасообщения в Дальневосточном федеральном округе, Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

РЕШИЛО:

1. Принять информацию к сведению.

     2. Принять обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, Министру транспорта Российской Федерации Е.И. Дитриху о разработке отдельной программы субсидирования из федерального бюджета организаций воздушного транспорта на осуществление внутренних и межрегиональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на социально значимых воздушных линиях Дальневосточного федерального округа (прилагается).

     3. Направить настоящее решение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, Министру транспорта Российской Федерации Е.И. Дитриху.

     
 
 

Председатель Парламентской Ассоциации                         С.Л. Луговской
 
 

Председателю Правительства
Российской Федерации

Д.А. Медведеву
 

Министру транспорта
Российской Федерации

Е.И. Дитриху
 
 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
 

Уважаемый Евгений Иванович!
 

     Одним из условий успешного развития Дальнего Востока является обеспечение мобильности населения и доступности транспортных услуг.

     В силу обширности дальневосточных территорий, недостаточного развития наземных путей сообщения, сезонности речного и морского транспорта воздушный транспорт на Дальнем Востоке играет особую роль и имеет исключительное значение для обеспечения жизнедеятельности населения. Для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), таких как Сахалинская и Магаданская области, Чукотский автономный округ и Камчатский край, Республика Саха (Якутия), осуществление перевозок как за пределы, так и внутри их территорий возможно только посредством воздушного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль на внутрирегиональных и межрегиональных линиях. Например, в Сахалинской области, Камчатском крае доля пассажирских перевозок воздушным транспортом составляет более 95 процентов.

     Для решения проблемы высокой стоимости авиабилетов и неудовлетворенности населения уровнем авиационной доступности Правительство Российской Федерации реализует федеральные программы субсидирования воздушных перевозок, одной из которых является программа предоставления субсидий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» (далее - Постановление № 1242).

     Вместе с тем решить вопрос доступности межрегиональных авиаперевозок в ДФО не представляется возможным, поскольку этот механизм не позволяет организовать перевозку пассажиров на данных маршрутах на безубыточном для авиаперевозчиков уровне.

     Постановление № 1242 предусматривает субсидирование межрегиональных авиаперевозок во всех округах России одновременно и недостаточно учитывает региональные особенности ДФО. Так, доход от выполнения субсидируемого маршрута организации воздушного транспорта получают от продажи авиабилетов по специальному тарифу (его размер зависит от кратчайшего расстояния (далее - ортодромия) между пунктами полета и вместимости воздушного судна (далее - ВС), установленному Постановлением № 1242, и субсидии за выполнение рейса (ее размер определяется исходя из ортодромии между пунктами полета и вместимости ВС). Для некоторых регионов ДФО и Сибири для определения размера субсидии применяется повышающий коэффициент - 1,25, учитывающий их удаленность и труднодоступность.

     В июле 2016 года размеры специальных тарифов, по которым осуществляется продажа авиабилетов населению, были снижены более чем на 30 процентов по сравнению с тарифами, действовавшими с декабря 2013 года, в то время как значения предельных размеров субсидии и коэффициента, учитывающего удаленность и труднодоступность территории, не пересматривались и не повышались. Поэтому субсидия, предоставляемая организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров, рассчитанная с учетом этого коэффициента, не покрывает постоянно растущие затраты авиаперевозчиков на топливо и обслуживание в аэропортах, расположенных на территории ДФО.

     Например, стоимость услуги «взлет - посадка» за одну тонну максимальной взлетной массы воздушного судна в ДФО (аэропорт Аян, Хабаровский край) составляет 4 861 рубль, что в 13 раз больше стоимости аналогичной услуги в европейской части Российской Федерации, которая в Казани составляет 385 рублей.

     Рост стоимости авиаГСМ в аэропортах ДФО по состоянию на 1 июля 2018 года по сравнению с августом 2017 года составил от 21 процента (г. Нерюнгри) до 84 процентов (гг. Владивосток, Комсомольск-на-Амуре).

     Кроме того, размер субсидии не учитывает реальную протяженность маршрута (полетное расстояние), превышающую ортодромию, и, соответственно, расходы в этой части не покрываются субсидией.

     При этом доходы у дальневосточных авиакомпаний от продажи авиабилетов по специальному тарифу в населенные пункты ДФО, где численность населения едва достигает нескольких сотен человек, значительно ниже, чем у авиакомпаний европейской части страны, осуществляющих субсидируемые рейсы в города Поволжского и Уральского округов с численностью населения более миллиона человек.

     Учитывая эти обстоятельства, осуществление межрегиональных авиаперевозок в ДФО в соответствии с Постановлением № 1242 является для авиакомпаний убыточным, несмотря на субсидирование.

     Таким образом, убытки при существующей системе расчета объемов субсидии вынуждают часть авиаперевозчиков прекращать перелеты в отдельные населенные пункты (Шахтерск, Ноглики - Сахалинская область), по оставшимся маршрутам выходить из программы субсидирования и осуществлять авиаперевозки населения по коммерческим тарифам.

     Повышение тарифов приводит к резкому падению спроса на эти маршруты. В итоге невозможно наладить стабильное транспортное сообщение в ДФО по социально значимым маршрутам, обеспечить доступность авиаперелетов для населения, что в свою очередь негативно сказывается на финансово-экономическом состоянии авиаперевозчиков.

     ОАО «Авиакомпания «Аврора» совместно с Минвостокразвития и субъектами ДФО подготовлены предложения по изменению порядка субсидирования авиаперевозок в ДФО, в том числе предусматривающие выделение отдельной строкой объема бюджетных ассигнований для осуществления перевозок в ДФО, субсидирование из расчета реальной себестоимости перевозок, расширение перечня субсидируемых маршрутов и закрепление их на долгосрочной основе. Данные предложения были рассмотрены и поддержаны Комитетом Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

     В случае реализации данных предложений авиакомпании готовы возобновить отмененные маршруты и расширить региональную и внутрирегиональную маршрутные сети. Однако на сегодняшний день ситуация не изменилась.

     На основании изложенного просим Вас решить вопрос о разработке отдельной программы субсидирования из федерального бюджета организаций воздушного транспорта на осуществление внутренних и межрегиональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на социально значимых воздушных линиях ДФО, предусматривающей:

     фиксированный реестр маршрутов с указанием размера субсидии для каждого маршрута, позволяющего выполнять перевозки без убытков;

     заключение договора на субсидирование сроком не менее трех лет;

     федеральное участие в субсидировании внутрирегиональных маршрутов.

     Считаем, что указанная программа позволит повысить уровень жизни населения Дальнего Востока, которое будет иметь возможность пользоваться доступными и качественными транспортными услугами, восстановить отмененные маршруты и увеличить объем межрегиональных авиаперевозок к 2024 году, а также будет способствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности авиакомпаний, осуществляющих перевозки в ДФО.

     
 
 

Члены Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»