Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О проблеме сохранения вечной мерзлоты

04.10.2017

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»


 

Общее собрание



РЕШЕНИЕ

04.10.2017                                г. Петропавловск-Камчатский                             № 1
 
 

О проблеме сохранения вечной мерзлоты
 

     Заслушав информацию о проблеме сохранения вечной мерзлоты, Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

РЕШИЛО:

          1.  Принять указанную информацию к сведению.

     2. Считать целесообразной разработку проекта федерального закона «О рациональном использовании и охране вечной мерзлоты».

     3. Рекомендовать членам Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» направить в срок до 24 ноября 2017 года предложения к проекту федерального закона «О рациональном использовании и охране вечной мерзлоты» в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

     4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова.
 
 

Председатель Парламентской Ассоциации                           С.Л. Луговской
 
 

Приложение

к решению Общего собрания

Парламентской Ассоциации

«Дальний Восток и Забайкалье»
 

Проект
 
 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 

Об охране и рациональном использовании вечной мерзлоты  

     

     Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты, обеспечивающие стабильное социально-экономическое развитие общества при сохранении экологической безопасности.
 

     Статья  1.  Законодательство Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     

     1. Законодательство Российской Федерации  в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты основывается на Конституции Российской Федерации  и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты вправе предусматривать введение дополнительных  экологических требований к охране вечной мерзлоты.

     3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране и рациональному использованию вечной мерзлоты, регулируются гражданским законодательством.
 

     Статья 2. Основные принципы государственного управления в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     

     Государственное управление в области охраны и рационального использования  вечной мерзлоты основывается на следующих принципах:

     приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

     обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

     недопущение необратимых последствий деградации вечной мерзлоты в результате активизации криогенных процессов;

     государственное регулирование и мониторинг всех факторов, связанных с деградацией вечной мерзлоты;

     гласность, полнота и достоверность информации о состоянии вечной мерзлоты и ее изменениях, прогноза чувствительности и устойчивости мерзлотных ландшафтов;

     научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране и рациональному использованию вечной мерзлоты;

     обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты, ответственность за нарушение данного законодательства.

     

     Статья 3. Государственное управление в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     

     Государственное управление в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты относятся:

     создание и ведение единой системы федерального фонда информации о вечной мерзлоте на базе мониторинга многолетнемерзлых пород и геокриологического прогноза;

     государственная экспертиза о состоянии вечной мерзлоты, введение ограничений на пользование неустойчивыми к антропогенному воздействию участками на вечной мерзлоте для обеспечения охраны окружающей среды;

     координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

     установление порядка осуществления государственного надзора за изучением вечной мерзлоты, рациональным использованием и ее охраной, организация и осуществление федерального государственного надзора за изучением, охраной и рациональным использованием вечной мерзлоты.

     

     Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     

     К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и рационального использования  вечной мерзлоты относятся:

     формирование и проведение единой государственной политики в области охраны и рационального использования  вечной мерзлоты на территории Российской Федерации;

     установление порядка разработки и утверждения технических и экологических нормативов состоянии вечной мерзлоты, допустимой антропогенной нагрузки на многолетнемерзлые породы и других экологических нормативов в целях охраны и рационального использования вечной мерзлоты;

     формирование единой нормативной технической и методической базы в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты;

     формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты;

     установление перечня факторов, вызывающих деградацию вечной мерзлоты в связи с глобальным потеплением и антропогенным воздействием, с негативными последствиями для окружающей среды;

     разработка и утверждение технических нормативов в отношении факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты, а также перечня объектов, в отношении которых они разрабатываются;

     разработка и утверждение предельно допустимых норм, факторов влияющих на состояние и деградацию вечной мерзлоты;

     организация и осуществление государственного надзора в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты на территории криолитозоны Российской Федерации и территориях, прилегающих к границам криолитозоны Российской Федерации;

     организация и финансирование государственного мониторинга состояния вечной мерзлоты и обеспечение его проведения;

     установление порядка ограничения, приостановления или прекращения действий, влияющих на состояние вечной мерзлоты, и иных факторов, превышающих экологические нормы;

     координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты;

     определение величины уменьшения воздействия факторов, влияющих на деградацию вечной мерзлоты;

     организация информирования населения о состоянии вечной мерзлоты,  наиболее неустойчивых мерзлотных ландшафтах;

     разработка и реализация федеральных целевых программ по охране вечной мерзлоты;

     установление порядка разработки и утверждения методик расчета факторов, влияющих на состояние, устойчивость и деградацию вечной мерзлоты, и иных воздействий экологического характера;

      составление стратегических прогнозов изменения состояния вечной  мерзлоты;

     осуществление иных полномочий в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны вечной мерзлоты.

     

     Статья 5. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

     

     Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

     Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     

     К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты относятся:

     принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;

     разработка и реализация региональных целевых программ в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты;

     участие в организации и проведении государственного мониторинга вечной мерзлоты;

     проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате деградации вечной мерзлоты или иных последствий, вызванных этим явлением;

     осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц  в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты;

     информирование населения о состоянии вечной мерзлоты, изменении ее устойчивости и выполнении программ улучшения состояния вечной мерзлоты;

     участие в проведении политики в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты на соответствующей территории субъекта Российской Федерации;

     организация и осуществление государственного надзора в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

     введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения воздействия факторов, влияющих на деградацию вечной мерзлоты, и иных экологических факторов;

     предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты, выявленного в результате организации и проведения государственного надзора, осуществляемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

     установление критериев районирования устойчивости многолетнемерзлых пород и определение неустойчивых районов, предрасположенных к деградации вечной мерзлоты, на территории субъектов Российской Федерации.

     

     Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     Статья 8. Нормирование состояния вечной мерзлоты и иных экологических факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты

     

     1. Нормирование состояния вечной мерзлоты осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на вечную мерзлоту, определения критериев безопасности и безвредности воздействия на многолетнемерзлые породы.

     2. Нормирование состояния вечной мерзлоты заключается в установлении нормативов состояния вечной мерзлоты, нормативов допустимого воздействия на состояние вечной мерзлоты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также норм, правил и нормативных документов в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты.

     3. Технические и экологические нормативы состояния вечной мерзлоты, предельно допустимые уровни воздействия факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты, устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

     4. Нормативы, федеральные нормы и правила и нормативные документы в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.
 

     Статья 9. Нормативы состояния вечной мерзлоты и иных факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты

     

     1. Нормативы состояния вечной мерзлоты устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

     2. Предельно допустимые уровни воздействия факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты, устанавливаются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретных природных зон Российской Федерации и их совокупности в целом.

     3. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими возможность воздействия на состояние вечной мерзлоты до предельно допустимых уровней воздействия, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать временно согласованные лимиты на их воздействие.

     Сроки поэтапного достижения предельно допустимого уровня воздействия устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области охраны вечной мерзлоты.

     План уменьшения уровня воздействия на факторы, влияющие на состояние вечной мерзлоты, разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временные согласования на воздействие, с учетом степени и уровня опасности воздействия на состояние вечной мерзлоты.

     4. Нормативы  воздействия на вечную мерзлоту, предельно допустимые уровни и временно согласованные лимиты воздействия на состояние вечной мерзлоты, методы их определения и виды источников воздействия устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
 

     Статья 10. Государственная регистрация факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты

     

     Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами осуществляет организацию регистрационных опытных испытаний факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты, и иных факторов, которые оказывают или потенциально могут оказывать вредное и опасное  воздействие на человека и окружающую среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

     

     Статья 11. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на состояние вечной мерзлоты

     

     1. В целях предупреждения опасного воздействия на состояние вечной мерзлоты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, определяются обязательные требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе к работам и  услугам.

     2. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения на виды деятельности, представляющие опасное воздействие на состояние вечной мерзлоты на соответствующей территории, а также стимулировать виды деятельности, представляющие безопасное воздействие на состояние вечной мерзлоты и экологию окружающей среды.

     3. Действия, направленные на изменение состояния вечной мерзлоты, могут осуществляться только при отсутствии опасных, вредных последствий для жизни и здоровья человека и окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

     

     Статья 12. Мероприятия по защите населения при изменении состояния вечной мерзлоты, угрожающем жизни и здоровью людей

     

     1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы в муниципальных образованиях по регулированию факторов, воздействующих на состояние вечной мерзлоты до предельно допустимого  уровня.

     2. Порядок проведения указанных  в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

     3. При получении прогнозов о неблагоприятных уровнях состояния вечной мерзлоты юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, влияющую на состояние вечной мерзлоты, обязаны проводить мероприятия по уменьшению уровней воздействия на состояние вечной мерзлоты, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о неблагоприятном состоянии вечной мерзлоты представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального государственного экологического надзора, который обеспечивает контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению уровней воздействия на состояние вечной мерзлоты на объектах хозяйственной и иной деятельности.

     Порядок предоставления информации о неблагоприятных уровнях состояния вечной мерзлоты, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию  в области охраны окружающей среды.

     4. При изменении уровня состояния вечной мерзлоты, способствующего созданию угрозы жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

     Статья 13. Воздействие трансграничных факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты

     

     В целях уменьшения  воздействия трансграничных факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты на территории Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению уровней воздействий в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

     

     Статья 14. Государственный учет уровней воздействия на состояние вечной мерзлоты

     

     1. Государственный учет уровней, воздействующих на состояние вечной мерзлоты, ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

     

     Статья 15. Государственный мониторинг за состоянием вечной мерзлоты

     

     1. В целях наблюдения за состоянием вечной мерзлоты, комплексной оценки и прогноза ее состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о состоянии вечной мерзлоты Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют мониторинг за состоянием вечной мерзлоты и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление.

     2. Государственный мониторинг за состоянием вечной мерзлоты является составной частью государственного экологического мониторинга и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

     Статья 16. Государственный надзор в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     

     1. Под государственным надзором в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны вечной мерзлоты, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пересечению и устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  и гражданами своей деятельности.

     2. Государственный надзор в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

     3. Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

     запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

     беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя органа государственного надзора о назначении проверки, посещать объекты хозяйственной деятельности, воздействующие на состояние вечной мерзлоты, проводить обследования факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты и видов деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

     проверять соблюдение установленных нормативов, установленных уровней воздействия на состояние вечной мерзлоты, а также реализацию мероприятий по снижению факторов, влияющих на состоянии вечной мерзлоты, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды, разработанный в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;

     определять размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате воздействия на состояние вечной мерзлоты;

     вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;  

     выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда, опасности здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

     составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

     предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам в результате нарушений обязательных  требований;

     направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

     4. Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

     

     Статья 17. Общественный контроль за охраной и рациональным использованием вечной мерзлоты

     

     Общественный контроль за охраной и рациональным использованием вечной мерзлоты осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественном контроле.

     

     Статья 18. Плата за нарушение предельно допустимых уровней воздействия на состояние вечной мерзлоты

     

     За нарушение  предельно допустимых уровней воздействия на вечную мерзлоту с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     

     Статья 19. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     

     Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:

     информацию о состоянии вечной мерзлоты, устойчивости многолетнемерзлых пород и геокриологическом прогнозе, а также факторах, воздействующих на состояние вечной мерзлоты;

     участие в проведении мероприятий по охране и рациональному использованию вечной мерзлоты и их финансирование;

     участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать воздействие на состояние вечной мерзлоты.

     Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     

     Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты, несут уголовную, административную и иную  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     

     Статья 21. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде  нарушением предельно допустимого уровня воздействия на состояние вечной мерзлоты

     

     Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде нарушением предельно допустимого уровня воздействия на состояние вечной мерзлоты, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в нарушении предельно допустимых уровней  воздействия на состояние вечной мерзлоты.

     

      Статья 22. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты

     Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
 

     Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального  закона

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«Об охране и рациональном использовании вечной мерзлоты»
 

     Вечная мерзлота занимает 65% территории Российской Федерации и является жизненно важной платформой существования нашего государства, неотъемлемой частью которой является человек, растения и животные, связанные в одно целое в экологически хрупкое пространство, прямо влияющее на экологию и экономику всей страны.

     В последние десятилетия природа Крайнего Севера испытывает сильное влияние глобального потепления климата. Основная причина - реакция вечной мерзлоты к изменению климата, ведущего к ее деградации. Активизация криогенных процессов наблюдается на всем протяжении арктических и субарктических субъектов Российской Федерации, на что в последние годы все больше обращает внимание исследователи.

     Результаты научных исследований настораживают общественность. Мерзлотные ландшафты, ранее исправно служившие человеку, с каждым годом теряют свою устойчивость. Действия человека при этом только усугубляют этот процесс. Мерзлотные земли теряют свои функциональные свойства и продуктивность, на них опасно стало строить и вести сельское хозяйство. Антропогенный фактор стал катализатором деградации вечной мерзлоты под воздействием глобального потепления климата. Мировая общественность борется с последствиями глобального потепления. Сдерживание антропогенного потепления на уровне +2(о)С стало основным результатом Парижского соглашения по климату ООН, что является первым мероприятием по сохранению вечной мерзлоты в мире.

     В настоящее время наблюдается влияние деградации вечной мерзлоты в народном хозяйстве. Многие инженерные сооружения, конструкции и фундаменты жилых домов теряют свою несущую способность, и как жить в этих условиях, необходимо решать на государственном уровне. Ученые работают в этом направлении, однако этого недостаточно, необходим соответствующий закон.

     Последние исследования ученых-мерзлотоведов показывают, что наиболее  реагируют на потепление климата антропогенные ландшафты. Именно на таких участках идут наибольшие разрушения. Население, проживающее на землях, занятых вечной мерзлотой, ведущее традиционные формы хозяйствования, рискует потерять основу своего существования, культуру и язык. Большие проблемы испытывает и горнодобывающая промышленность. Однако не все мерзлотные ландшафты столь сильно реагируют  на процесс потепления. Многие ландшафты могут адаптироваться  в этих условиях.

      Использование таких земель и охрана неустойчивых мерзлотных ландшафтов должны стать основой жизни в районах с вечной мерзлотой.

     Представляемый проект федерального закона «Об охране и рациональном использовании вечной мерзлоты» состоит из 23 статей. В проекте федерального закона отражены управление и организация деятельности в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты, государственный учет и надзор, экономический механизм и ответственность за нарушение законодательства, международное сотрудничество.
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «Об охране и  рациональном использовании вечной мерзлоты»
 

     Принятие Федерального закона «Об охране и рациональном использовании вечной мерзлоты» потребует внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты, а также принятия новых нормативных правовых актов.
 
 
 
 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «Об охране и рациональном использовании вечной мерзлоты»
 
 

     Принятие Федерального закона «Об охране и рациональном использовании вечной мерзлоты» не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.