Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
Парламентская Ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье"

Деятельность

О проекте федерального закона «О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации»

26.04.2015

СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ» И ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССОЦИАЦИИ «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ»
 


РЕШЕНИЕ

26.04.2015                        г. Санкт-Петербург                                  № 1
 
 

О проекте федерального закона «О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации»
 

     Заслушав информацию председателя Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России» С.М. Бебенина по вопросу о проекте федерального закона «О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации», участники совместного заседания - члены Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»

РЕШИЛИ:

1. Принять информацию к сведению.

     2. Поддержать законодательную инициативу Законодательного собрания Ленинградской области согласно приложению.

3. Направить проект федерального закона «О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации» на рассмотрение в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании  Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания  Российской Федерации.
 
 
 

Председатель Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России»

 

Председатель

Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»
 
 

С.М. Бебенин

 

В.В. Чудов


Приложение к решению участников  совместного заседания - членов совместного заседания  Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»
 

от  26.04.2015    № 1
 

Проект вносит

Законодательное собрание

Ленинградской области
 
 
 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 

О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса

Российской Федерации
 

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации
 

     Статья 1

     

     Внести в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2004,
№ 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 30, ст. 3122; 2006, № 50, ст. 5279; № 52,
ст. 5498; 2007, № 21, ст. 2455; № 45, ст. 5417; 2008, № 20, ст. 2251; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 30, ст. 4590; 2013, № 9, ст. 873; 2014, № 26, ст. 3377) следующее изменение:

     слова «, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных» заменить союзом «и».

     

     Статья 2

     

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
 

Президент

Российской Федерации                                         В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 

к проекту федерального закона

«О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5

земельного кодекса Российской Федерации»
 

     Проект федерального закона «О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, и направлен на предоставление мер поддержки пострадавшим гражданам - участникам долевого строительства, перед которыми застройщики не выполнили свои обязательства по завершению строительства в срок, предусмотренный договором.

     Для обеспечения указанных целей законопроектом предлагается внести поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие право субъектов Российской Федерации бесплатно предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность некоммерческих организаций, созданных гражданами.

     В настоящее время положения Земельного кодекса Российской Федерации, основываясь на принципе платности землепользования, устанавливают общее правило о платном предоставлении в частную собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     С 1 марта 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого регулируют вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, а также изменение действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанным законом внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности:

     признается утратившей силу статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 которой определяет право субъектов Российской Федерации принимать законы, предусматривающие бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридическим лицам;

     определяется исчерпывающий перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, предусмотренный статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

     Право субъектов Российской Федерации принимать законы, предусматривающие бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридическим лицам непосредственно связано с действующим на сегодняшний день правовым регулированием вопросов, направленных на предоставление мер поддержки граждан - участников долевого строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков.

     Так, например, положения статьи 8 областного закона от 27.12.2013 № 107-оз «О поддержке пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области» в качестве основной меры поддержки пострадавших участников долевого строительства предусматривают, что юридическому лицу, принявшему на себя обязательства по завершению строительства многоквартирного дома и передаче жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства и исполнившему указанные обязательства в полном объеме, для компенсации произведенных расходов бесплатно предоставляется в собственность иной земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом установлено, что рыночная стоимость бесплатно предоставляемого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», должна соответствовать размеру фактически произведенных и обоснованных расходов.

     Подобные законы приняты во многих других субъектах Российской Федерации.

     Такой механизм решения проблемы «обманутых дольщиков» является наиболее эффективным, поскольку позволяет привлечь к решению данной проблемы новых инвесторов строительства, а также исключить дополнительные расходы бюджета субъекта Российской Федерации и возможность злоупотребления со стороны недобросовестных застройщиков и участников долевого строительства.

     Привлечение средств граждан для строительства многоквартирных домов и неисполнение застройщиками своих обязательств по завершению строительства многоквартирного дома и передаче жилых помещений в нем гражданам - участникам долевого строительства является одной из самых значимых социально-экономических проблем в настоящее время.

     По официальным данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (http://minstroyrf.ru), по состоянию на 1 ноября 2014 года  в России насчитывается 569 проблемных объектов и 46,4 тысяч граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков.

     Безусловно, федеральное законодательство не лишено пробелов в той части, которая касается случаев невозможности исполнения застройщиком своих обязательств по завершению строительства многоквартирного дома и передаче жилых помещений в нем гражданам - участникам долевого строительства. Невозможность продолжения строительства может быть вызвана как изначальными нарушениями застройщиком законодательства в области долевого строительства и привлечения денежных средств граждан, так и результатами его экономической деятельности, при которой неплатежеспособность застройщика переходит из временной в долгосрочную и приводит в итоге к объявлению его банкротом. При таких обстоятельствах, в большинстве случаев, обеспечить завершение строительства многоквартирного дома возможно только силами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного пострадавшими участниками долевого строительства. А в случае признания застройщика несостоятельным (банкротом) возможность достройки многоквартирного дома силами подобного кооператива является единственной возможностью.

     Однако завершение строительства жилищно-строительным кооперативом за счет своих собственных средств (то есть за счет средств пострадавших участников долевого строительства, создавших такой кооператив) зачастую становится неразрешимой проблемой для граждан - участников долевого строительства, поскольку на участников строительства, принявших решение о создании жилищно-строительного кооператива для завершения строительства многоквартирного дома, возлагаются весьма существенные и порой неоправданные обязательства. Такое завершение строительства возможно только путем привлечения инвестора. Созданный гражданами кооператив не имеет возможности привлечения потенциальных инвесторов. Однако такая возможность у жилищно-строительного кооператива может возникнуть в случае наличия у него права собственности на земельный участок, на котором может осуществляться строительство многоквартирного дома, как для последующего предоставления жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства (особенно в случаях, когда количество членов такого кооператива превышает количество жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого осуществлялось недобросовестным застройщиком), так и для компенсации привлеченным инвестором своих расходов на завершение строительства «проблемного» дома и передачу квартир в нем гражданам.

     Поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие право субъектов Российской Федерации бесплатно предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность некоммерческих организаций, созданных гражданами, позволят создать необходимые экономические и правовые условия, способствующие завершению строительства «проблемных» объектов, и тем самым обеспечить решение проблемы «обманутых дольщиков», необходимость решения которой обозначена в пункте 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 13.09.2011 № ВП-П9-6498 в части выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.09.2011 № Пр-2618 по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве.
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона  «О внесении изменения в подпункт 7
статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации»
 
 

     Принятие Федерального закона «О внесении изменения в подпункт 7
статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФР и Российской Федерации.

     
 
 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Федерального закона «О внесении изменения в подпункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации»
 
 

     Принятие Федерального закона «О внесении изменения в подпункт 7
статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.